Оплата проезда банковской картой в трамвае – удобная функция. Её по достоинству оценили пассажиры и кондукторы. «Безнал» ускоряет расчёты с пассажиром и избавляет от необходимости получать мелочь на сдачу. Одновременно с вводом возможности оплаты банковской картой у пассажиров появился вопрос, который иногда доставляет неприятности: при очередной оплате проезда после прикладывания карты к терминалу кондуктора на мониторе может появиться сообщение «карта в стоп-листе». Это означает, что оплатить проезд такой картой в данный момент невозможно. Подобные случаи нередко порождают конфликтные ситуации между пассажиром и кондуктором вплоть до обвинений перевозчика в мошенничестве. На самом деле, никакого мошенничества нет. Пассажир защищён: за финансовые махинации предусмотрена серьёзная ответственность. Причин попадания карты в стоп-лист может быть несколько. Для понимания ситуации мы начнём с описания принципа оплаты покупки в магазине и оплаты проезда с помощью терминала кондуктора в трамвае. Пояснение будет не самым компактным, но оно сразу снимет все вопросы.
Как происходит транзакция в магазине.
Итак, почти все торговые точки (магазины, билетные кассы и т.п.) оборудованы терминалами для оплаты покупок. Покупатель прикладывает карту и терминал при покупателе в ОНЛАЙН-режиме обменивается данными с банком, выпустившим карту, выясняя, имеется ли достаточная сумма для покупки на счёте покупателя. В случае исправности карты, наличия достаточной суммы на счёте и успешной связи с банком транзакция получает одобрение и покупателю печатается чек. Весь процесс может занимать от 2 до 8-10 сек. Если произошёл сбой в связи или же связь успешна, но на счёте клиента недостаточно средств, такой платёж не пройдёт. Когда покупатель уверен, что денег на счёте достаточно, он повторно прикладывает карту и зачастую это срабатывает: платёж проходит, проблема со связью повторно обычно не проявляется.
Как происходит транзакция в трамвае.
По причине долгого процесса ОНЛАЙН-оплаты такая система в наземном общественном транспорте не применяется. При большом пассажиропотоке предельные 8-10 сек. на каждого пассажира – непозволительная роскошь, применение указанного способа связи с банком вызвало бы большие потери в сборе выручки. Именно поэтому наибольшее распространение у перевозчиков получила система ОФФЛАЙН-оплаты. Принцип её работы отличается от ОНЛАЙН-оплаты в магазинах. Терминалы кондукторов связываются с выпустившим карту банком не при каждом прикладывании карты пассажира, а уже после неё и с определённой периодичностью:
– В некоторых городах данные выгружаются только на конечных станциях или в депо, где установлены точки доступа Wi-Fi, с которыми и связывается терминал кондуктора. В этих городах уведомления (SMS, Push-уведомления или сообщение в списке операций банковского приложения/личного кабинета на сайте банка) пассажиру в случае успешного списания могут прийти как через 5 мин., так и через 12 ч. Причём очерёдность списания и отправка уведомлений необязательно происходит в той же хронологии, в которой совершались поездки. Так что если пассажир в течение 1-2 ч. после поездки получил SMS о списании средств, то это не значит, что эти сведения о только что совершённой поездке.
– В ряде городов, в том числе в Нижнем Тагиле, в каждом терминале установлена SIM-карта, которая избавляет от необходимости в точках Wi-Fi и ожидания прибытия трамвая к ним. Благодаря этому, терминал кондуктора связывается с банками каждые 5-15 мин. и выгружает данные обо всех последних операциях порциями. Соответственно, через такой же промежуток времени (за редким исключением) пассажиру и приходит уведомление о транзакции от банка. Информацию об оплаченных поездках можно проверить через личный кабинет пользователя системой оплаты проезда банковской картой: https://tagiltram.ru/avtomatizirovannaya-sistema-oplaty-proezda. В нём отображаются сведения обо всех поездках, оплаченных с помощью данной карты, в том числе информация о маршруте и времени поездки. Можно сверить свои уведомления со списком оплаченных поездок и убедиться, что с карты не списали лишние деньги.
Почему карта попала в стоп-лист?
Теперь легко понять принцип попадания карты в стоп-лист. Бывают случаи, когда карта была успешно использована для оплаты проезда, ПАССАЖИР ПОЛУЧИЛ БИЛЕТ, но фактическое списание средств не произошло. Это может произойти из-за:
– нехватки денег на карте (например, на счёте карты пассажира было 13 ₽, а ОФФЛАЙН-система ещё «не знает» об этом);
– блокировки банком отдельных операций;
– проблем со связью (сотовая связь от трамвая до базовой станции или провайдер банка) или технических проблем в банке при выполнении запроса на списание средств ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ДЕНЕГ на карте. Терминал и банк пассажира спустя 5-15 мин. после прикладывания карты не смогли связаться и карта попала в стоп-лист.
Основные случаи, когда рабочая карта пассажира отправляется в стоп-лист.
Случай А. Пассажир с 1000 ₽ на счёте карты приложил карту к терминалу кондуктора и получил билет. Спустя 5-15 мин. терминал производит попытку связи с банком, но связь оказывается неуспешной. Как мы указали выше, в торговой точке при ОНЛАЙН-оплате такая операция не пройдёт и будет отклонена, в этом случае покупатель просто совершает повторную попытку оплаты. При ОФФЛАЙН-оплате в транспорте ПАССАЖИР ПОЛУЧИТ БИЛЕТ, но спустя несколько минут из-за неуспешной связи терминала и банка карта автоматически попадает в банковский стоп-лист.
Случай Б. Пассажир с 13 ₽ на счёте карты приложил карту к терминалу кондуктора. Он получит билет точно так же, как и пассажир с 1000 ₽ на счёте. А уже после выполнения через 5-15 мин. запроса от терминала в банк система выяснит, что денег на счёте было недостаточно. Тогда по этой карте образуется задолженность и карта отправится в стоп-лист.
Случай В. Пассажир оплатил поездку двух остановок картой, на которой «лежало» 100 ₽, а потом зашёл за покупками в магазин и потратил 95 ₽ на фрукты. Оплата за них в магазине списалась сразу, в результате на счёте карты осталось 5 ₽. Списание же денег за поездку может произойти через 15 мин. после оплаты проезда. В итоге после связи терминала кондуктора с банком из-за недостаточного количества денег на счёте образуется задолженность: карта попадёт в блок-лист.
До погашения задолженности расплатиться за проезд такой картой будет невозможно. При этом карта будет в исправном состоянии и пассажир сможет продолжать ею пользоваться для других целей. То есть, стоп-лист распространяется только на оплату проезда.
Главная причина конфликтных ситуаций.
Пассажир сел в трамвай, а его карта по какой-то из вышеперечисленных причин уже попала в стоп-лист. Но пассажир об этом ещё не знает, так как при предыдущей поездке он получил билет и спокойно завершил поездку. А привычки контролировать списание оплаты после каждой поездки у пассажиров обычно нет; соответственно, уведомление о списании не приходило. Пассажиры бьют панику только в случае излишнего, по их мнению списания. Когда же из-за вышеперечисленных проблем билет получен, но списание не происходит – никто на это внимания не обращает. Итак, на счёте пассажира 5000 ₽. При попытке оплаты проезда у кондуктора на мониторе терминала закономерно появляется сообщение «карта в стоп-листе»: в таком случае билет не выходит на печать, что является признаком нахождения карты в стоп-листе. Это автоматически даёт команду терминалу связаться с банком через 5-15 мин. и выяснить наличие задолженности. В случае, если первая попытка списания с карты суммы за проезд была неудачной, система автоматически выполнит несколько попыток списания с карты суммы в погашение задолженности до достижения положительного результата. В это время кондуктор предлагает оплатить проезд другим способом (наличными или другой картой). Пассажир оплачивает проезд другим способом, получает билет, а спустя 5-15 мин. ему приходит уведомление о списании задолженности за неоплаченную прошлую поездку. И абсолютное большинство пассажиров считает, что они оплатили последнюю поездку дважды или трижды (при наличии средств на счёте спишутся все долги – банковской картой можно оплатить проезд не только за себя, а купить несколько билетов для своих попутчиков). Теперь вы знаете, в чём причина такого списания.
Как погашается задолженность.
Списание задолженности и вывод из карты из стоп-листа происходят при наличии средств на счёте клиента автоматически в абсолютом большинстве случаев. В случае, если первая попытка списания с карты суммы за проезд была неудачной, система автоматически выполнит несколько попыток списания с карты суммы в погашение задолженности до достижения положительного результата: через 2 часа, через 2 дня, через 4 дня и через 14 дней. При недостатке средств на счёте достаточно пополнить карту. Карта удалится из стоп-листа в течение 10 минут в том случае, если задолженность за поездки полностью погашена, а также при наличии связи с терминалом, на котором совершается попытка оплаты проезда. После этого придёт уведомление о списании денег за поездку, из-за неоплаты которой пассажир попал в стоп-лист. В редких случаях этого не происходит – тогда пассажир может вывести карту из стоп-листа вручную в личном кабинете или позвонить по бесплатному телефону: 8-800-1014-556.
Как ещё можно оплатить проезд, если у вас нет наличных денег?
На случай, если карта не будет читаться (не по причине задолженности), а наличных денег в кошельке не окажется, можно использовать для безналичной оплаты смартфон. Бесконтактная технология оплаты есть в большинстве современных моделей, можно воспользоваться системой Mir Pay или Samsung Pay. Также в нашем городе будет введена транспортная карта, у которой подобных проблем быть не должно.
Коротко о главном.
Контролируйте наличие достаточной суммы на счёте и срок годности карты перед поездкой.
Контролируйте списание средств после каждой поездки. Это занимает несколько секунд.
Если терминал никак не реагирует на прикладывание карты, вероятно, на ней есть механические повреждения. Также карта может находиться в банковском стоп-листе из-за неоплаты предыдущей поездки. Карта при этом остаётся активной, ею нельзя расплатиться только за проезд. В этом случае необходимо погасить задолженность за предыдущую поездку, пополнив карту или сделав это вручную в личном кабинете, либо позвонить по телефону: 8-800-1014-556.
Если не получается оплатить проезд картой, а наличных денег у вас нет, кондуктор имеет право попросить пассажира покинуть транспорт. Обязанность по оплате проезда закреплена именно за пассажиром, а не за кондуктором. Кондуктор должен лишь потребовать оплату, обеспечить продажу билета до следующей остановки и выдать билет.
Уведомление о списании денег за поездку приходит не сразу после оплаты, а спустя некоторое время. Так что если уведомление пришло сразу после поездки или во время неё, это не значит, что деньги списались за текущую поездку в транспорте. Убедиться, что у вас не списаны лишние средства при оплате проезда картой, можно в личном кабинете на сайте tagiltram.ru.