В ГД прошли большие парламентские слушания, посвященные городскому общественному электротранспорту в регионах. На слушаниях обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования электротранспорта и финансирования.
В Государственной Думе в четверг, 6 октября, прошли большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ».
На слушаниях обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования электротранспорта. С этими вопросами граждане напрямую обращаются к депутатам, в том числе к Председателю ГД Вячеславу Володину.
Как отметил Вячеслав Володин, проведение слушаний инициировали жители регионов.
«Были обращения из регионов: из Волгоградской, Белгородской, Орловской, Астраханской областей. Мы обсуждали эту тему в рамках профильного комитета и на заседании Государственной Думы и сошлись во мнении, что нам необходимо продолжить обсуждение в формате парламентских слушаний», — сказал Председатель ГД.
Без решения задач по развитию горэлектротранспорта невозможно повысить качество жизни людей, также отмечал он.
На слушаниях в зале пленарных заседаний ГД собралось порядка 500 участников. Среди них руководство регионов, мэры городов, представители федеральной и региональной исполнительной власти, которые отвечают за вопросы транспорта и дорожного хозяйства, производители подвижного состава, представители лизинговых компаний, эксплуатирующих организаций, профессиональных ассоциаций и союзов. Выступили Министр транспорта Виталий Савельев, губернатор Курской области Роман Старовойт, мэры городов.
Проблема износа электротранспорта
Вячеслав Володин поднял вопрос износа и обновления парка городского электротранспорта.
«За прошедшие 30 лет количество подвижного состава — трамваев и троллейбусов — уменьшилось почти в два раза. Если говорить о троллейбусах, их осталось 7910. При этом средний возраст у троллейбусов — 14 лет. Если говорить о трамваях, их осталось 7428, средний возраст — 20 лет», — напомнил он, добавив, что 20-летние трамваи «по‑хорошему надо списывать, так же как и троллейбусы».
Вячеслав Володин отметил, что это вопрос ведения городов: «Но у нас все города, как правило, за исключением нескольких, дотационные. Регионы, о которых речь идет, тоже дотационные».
«То есть они самостоятельно не могут решить этот вопрос. Исходя из сложившейся ситуации, поэтому и приняли решение обсудить вопрос в рамках парламентских слушаний уже ГД с приглашением Министра и его заместителей», — подчеркнул Председатель ГД.
Виталий Савельев, в свою очередь, отметил, что в год в России выпускается примерно 200 троллейбусов. Вячеслав Володин задался вопросом, может ли это решить проблему при износе техники в пять–десять лет.
«Потому что если мы будем при таком износе выпускать по 200 единиц техники, мы никогда не выйдем на норматив. Если брать средний износ техники даже 10 лет, я уже не говорю о пяти годах», — резюмировал Вячеслав Володин.
Эту же тему подняла в ходе слушаний водитель троллейбуса из Орла Оксана Евдокимова. Она посетовала, что транспортная инфраструктура в ее городе изношена на 70 %, а вместо троллейбусов закупаются автобусы. Также она рассказала о зарплате: «У нас больше 30 тыс. никто не зарабатывает, если, конечно, это не руководитель».
Учесть при рассмотрении бюджета
Модель финансирования общественного электротранспорта в регионах следует учесть в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, так как регионы не справляются с решением вопроса самостоятельно, отметил Вячеслав Володин.
«Нам надо предложить модель, которую мы, возможно, отразим при рассмотрении бюджета — сейчас он поступил в ГД. И правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, а взять на себя решение этого вопроса. Из‑за этого у нас были закрыты многие трамвайные и троллейбусные маршруты, потому что город не справился, а регион стоял в стороне», — сказал он.
При этом Председатель ГД напомнил о высокой стоимости современного городского электротранспорта: «Стоимость троллейбуса получается порядка 30 млн, сдвоенного трамвая — более 60 млн».
«Этот вопрос не может решить город самостоятельно при том количестве износа, это не может решить регион самостоятельно, при том что регионы — особенно те, что дотационные, — сводят концы с концами», — добавил он.
«Если мы говорим о развитии городов, нужно ставку делать на экологический транспорт. Это может быть электробус, трамвай, троллейбус, — сказал Вячеслав Володин, добавив: — У нас ведь не от хорошей жизни города заполонили маршрутки, которые создают заторы на дорогах».
«Это опять итог ситуации, когда у нас с вами количество трамваев и троллейбусов сократилось в два раза», — отметил Вячеслав Володин.
Развитие импортозамещения
Также Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний отметил необходимость решения вопроса импортозамещения в рамках производства в РФ общественного электротранспорта.
«Нам надо сейчас, обсуждая вопрос, понять, насколько мы решили задачу импортозамещения, насколько это отечественный продукт, потому что электробусы у нас работают на батареях, которые производятся в основном в Китае. Это вопрос к производителям: вы активно осваиваете рынок, убеждаете, а потом опять начинаете рассказывать, что кто‑то виноват. Нужно заниматься созданием своего продукта, тогда будет все хорошо», — сказал он.
Председатель ГД подчеркнул, что это ключевой вопрос.
Член совета директоров АО «Трансмашхолдинг» Михаил Хромов, в свою очередь, сообщил, что годовая мощность трех российских заводов по производству трамваев — 800 единиц. Дефицита мощностей нет, заверил он.
Отвечая на вопрос Вячеслава Володина об импортозамещении, Михаил Хромов пообещал, что отечественный трамвай будет «локализован» на 95 % к следующему году. На импортозамещение электроники, по его словам, потребуется дополнительное время.
Благополучие жителей городов
Министр транспорта РФ Виталий Савельев в своем выступлении подчеркнул, что развитие городского электротранспорта — «это вопрос благополучия жителей наших городов, повышения качества городской среды, сокращения экологической нагрузки».
На развитие электротранспорта в федеральном бюджете на 2022–2024 годы предусмотрено порядка 70 млрд рублей, отметил он. Всего же, по словам Министра, на развитие электротранспорта требуется более 1 трлн рублей — для этого нужны внебюджетные источники.
При этом Министр рассказал, что в российских городах распространено использование старых трамваев и троллейбусов: «Если говорить о подвижном составе, то средний возраст троллейбуса и трамвая, по данным Росстата, с 1995 года по настоящее время увеличился практически в два раза».
«Для восстановления и дальнейшего развития электротранспорта необходима систематическая адресная и экономически обоснованная государственная поддержка городского электротранспорта. По данным Росстата, из 7,5 тыс. трамваев 66 % старше 15 лет. При этом 56 % трамваев, или более 4 тыс., эксплуатируются более 25 лет и нуждаются в первоочередном обновлении. Схожая ситуация и в части троллейбусного парка», — подчеркнул Виталий Савельев.
По его словам, это связано с недостатком средств. Он также отметил, что из‑за градостроительных решений, которые были приняты в ряде городов в конце 1990-х годов, когда трамваи считались помехой автомобильному движению, были сняты наиболее эффективные линии в центральных частях Нижнего Новгорода, Самары и Воронежа.
Также Министр поблагодарил парламентариев за поправки в закон о концессиях, который расширяет возможности для обновления инфраструктуры и подвижного состава.
«В целях развития общественного транспорта разработаны поправки в федеральное законодательство. Они в том числе определяют обязанность разработки комплексных планов транспортного обслуживания и соблюдения регионами соответствующих стандартов качества», — добавил Виталий Савельев.
Министр транспорта РФ подчеркнул, что «соблюдение данных стандартов будет способствовать социально-экономической эффективности перевозок, в том числе за счет применения современных технологий. Данные поправки уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе».
Он выразил надежду на дальнейшее продолжение плодотворного сотрудничества с ГД.
Предложения фракций
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов заявил о том, что статью расходов на электротранспорт в бюджете необходимо увеличить.
«Авиация за год перевозит примерно 100 млн пассажиров, получила из казны почти 100 млрд рублей. Если брать общественный транспорт, то он около 12 млрд перевозит, и 1 млрд — это электротранспорт: не получил почти ни копейки. И то, что положено на текущий год, тоже выполняется плохо», — подчеркнул парламентарий.
«Вопрос надо ставить ребром, и прежде всего поправить финансирование», — сказал Геннадий Зюганов, призвав решить эту проблему при работе над проектом бюджета на 2023–2025 годы.
Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов предложил развивать транспорт на магнитной подушке и монорельс. Электробусы, по его словам, бесперспективны по причине проблем с утилизацией аккумуляторных батарей, а также потому, что запасы лития скоро могут исчерпать себя.
От фракции «Новые люди» выступила заместитель ее руководителя Сардана Авксентьева. «Абсолютно прав Вячеслав Володин, что муниципалы [с проблемой развития городского электротранспорта] сами не справятся. И скидывать все на муниципалитеты для того, чтобы они сами решили, поскольку это их задача, совершенно невозможно. Без поддержки федерального бюджета — планомерного, с перспективой, с гарантиями финансирования — это тоже невозможно. Это нужно как городам и регионам, так и производителям», — сказала она.
По словам Сарданы Авксентьевой, регионы и муниципалитеты, а также федеральный центр должны обязательно участвовать в управлении перевозками и регулировании тарифов, поскольку отдавать все на откуп «частникам» и концессионерам нельзя.
Заместитель Председателя ГД от фракции ЛДПР Борис Чернышов акцентировал внимание на проблеме подготовки кадров для транспортной отрасли. «Когда старые школы уходят, НИИ ликвидируются, возникает вопрос: кто будет заниматься эксплуатацией и развитием транспорта?» — заявил парламентарий.
По его мнению, необходимо провести большую ревизию и понять, какие научные школы сегодня способны дать результат, а также совместно с РАН выработать «комплексные предложения по развитию в этом ключевом, самом важном сегодня для государства направлении».
Заместитель Председателя ГД от фракции «Единая Россия» Сергей Неверов предложил обратить внимание на проекты по модернизации и реконструкции изношенного подвижного состава. «Мы много говорим о необходимости обновления городского пассажирского электротранспорта. Но реализованные проекты ряда предприятий, на которые тоже стоит обратить внимание как на одно из решений проблемы в силу более низкой стоимости, — это модернизация и капитально-восстановительный ремонт старых вагонов, которые составляют основу подвижного состава в стране», — сказал парламентарий.
Еще одной проблемой Сергей Неверов назвал условия, которые регионам предлагаются лизинговыми компаниями, в том числе Государственной транспортной лизинговой компанией. «Подобные проекты, но применительно к сельскохозяйственной технике реализует Росагролизинг, и там условия более приемлемы. Стоит разобраться, почему так происходит и что можно изменить», — сказал заместитель Председателя ГД, отметив, что регионы не в состоянии решить проблему развития, обновления, модернизации городского общественного электротранспорта и инфраструктуры без федеральной поддержки.
Позиция профильного комитета
Председатель профильного Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев поблагодарил Вячеслава Володина за инициативу проведения слушаний.
Он отметил, что существующих федеральных программ недостаточно, чтобы обновить подвижной состав в регионах.
«У меня предложение поддержать создание в этом году федеральной целевой программы «Развитие городского наземного общественного электрического транспорта». Программа должна быть рассчитана не менее чем до 2030 года как транспортная стратегия с продолжением до 2035 года. На нее необходимо выделить, по подсчетам экспертов, 500 млрд рублей», — сказал председатель профильного комитета.
По его словам, это должны быть деньги из федерального бюджета и обязанность федерального органа исполнительной власти нести ответственность за развитие городского наземного пассажирского транспорта нужно прописать в законодательстве.
Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры подготовил предложения по выделению бюджетных средств на эти цели в 2023 году, добавил Евгений Москвичев.